Йогананда Парамаханса - Астральная Вселенная

Оставить отзыв на этой странице

Поделиться с друзьями:

Версия для печати
Парамаханса Йогананда
АВТОБИОГРАФИЯ ЙОГА
Глава 43

Сидя на кровати в бомбейском отеле в три часа дня 19 июня 1936 года, я был выведен из медитации блаженным свечением. На моих широко раскрытых от изумления глазах вся комната преобразилась в какой-то странный мир, солнечный свет обратился в небесное сияние.

Волны восторга нахлынули на меня, когда я увидел Шри Юктешвара из крови и плоти!

- Сын мой! - с очаровывающей улыбкой ангела нежно сказал учитель.

Впервые в жизни я не преклонился в приветствии у его стоп, но мгновенно рванулся вперед, чтобы жадно схватить его в объятия. О, минута из минут! Перенесенные муки прошедших месяцев я почитал невесомыми против ныне обрушившегося потока блаженства.

- Учитель! Возлюбленный моего сердца, зачем вы меня оставили? - бессвязно восклицал я переполненный счастьем. - Зачем вы отпустили меня на кумбха мела? Как горько упрекал я себя за то, что оставил вас!

- Мне не хотелось препятствовать твоему радостному ожиданию увидеть место паломничества, где я впервые встретил Бабаджи. Я оставил тебя лишь ненадолго, разве я не с тобой вновь?

- Но вы ли это, учитель, тот же самый лев Божий? Вы надели тело, подобное тому, что похоронил я под безжалостными песками Пури?

- Да, дитя мое, я тот самый. Это тело из плоти и крови. Хотя я вижу его эфирным, для твоего зрения оно физическое. Из космических атомов я сотворил совершенно новое тело - в точности такое, как физическое из космической грезы, которое положил ты под грезы-пески в Пури в твоем мире грез. Я воистину воскрес - не на земле, но на одной астральной планете. Ее обитатели более способны отвечать моим высоким нормам, чем земные. Туда и ты, и дорогие тебе достойные люди когда-нибудь придете, чтобы быть со мной.

- Бессмертный гуру, расскажите мне еще!

Учитель кротко и весело усмехнулся.

- Пожалуйста, дорогой, - сказал он, - не отпустишь ли ты меня немножко?

- Только немножко! - Обхватив его хваткой осьминога, я уловил тот же слабый благоухающий естественный запах, который ранее был характерен для его тела. Когда бы ни вспоминались те славные часы, волнующее прикосновение его божественной плоти все еще ощущается на внутренней стороне моих рук и ладонях.

“Как пророки посылаемые на землю помогают людям перерабатывать их физическую карму, так и я направлен Богом служить спасителем на одну астральную планету, - пояснил Шри Юктешвар. - Она называется Хираньялока, или Озаренная астральная планета. Там я помогаю продвинутым сущностям избавиться от астральной кармы и таким образом достичь освобождения от астральных перевоплощений. Обитатели Хираньялоки высокоразвиты духовно, все они приобрели в своем последнем земном воплощении даруемую медитацией способность сознательно оставлять физическое тело во время смерти. Никто не может попасть на Хираньялоку, пока на земле не поднимется выше сабикальпа самадхи в более высокое состояние - нирвикальпа самадхи.

Обитатели Хираньялоки уже прошли через обычные астральные сферы, куда почти все существа с земли должны идти после смерти, там они переработали множество семян кармы связанной с их прошлыми действиями в астральных мирах. Только подвигнутые сущности могут проделать такой искупляющий труд в астральных мирах производительно. Тогда затем, чтобы окончательно освободить души от всех следов астральной кармы, эти высокие сущности были привлечены космическим законом возродиться с новыми астральными телами на Хираньялоке, астральном солнце или небе, где я нахожусь, дабы помогать им. На Хираньялоке есть и почти совершенные сущности, пришедшие из более высокого причинного мира”.

Мой ум был настолько совершенно настроен на ум гуру, что он передавал мне слова-образы отчасти через речь, а отчасти мысленно. Таким образом я быстро воспринимал его идеи в сжатом виде.

“Ты читал в писаниях, - продолжал учитель, - что Бог заключил душу человека поочередно в три тела: тело идей, или причинное тело, тонкое астральное тело, местонахождение ментальной и эмоциональной природы человека, и грубое физическое тело. На земле человек наделен физическими ощущениями. Астральная сущность действует своим сознанием, чувствами и телом, состоящим из жизнетронов. Сущность с причинным телом пребывает в блаженной сфере идей. Я работаю с теми астральными сущностями, которые готовятся вступить в причинный мир”.

- Несравненный учитель, расскажите пожалуйста мне еще об астральном космосе. - Хотя я слегка ослабил объятия, руки мои все еще обвивали его. Сокровище превыше всех сокровищ, мой гуру, посмеявшийся над смертью, чтобы прийти ко мне!

“Существует много астральных планет, кишащих астральными существами, - начал учитель. - Чтобы путешествовать с одной планеты на другую, обитатели их пользуются астральными самолетами - световыми массами, более быстрыми, чем электричество и радиоактивная энергия.

Астральная вселенная, состоящая из различных тонких вибраций света и цвета, в сотни раз больше материального космоса. Все физическое творение подобно небольшой плотной корзине подвешенной под огромным сияющим воздушным шаром астральной сферы. Как в космосе блуждает множество физических солнц и звезд, точно так же существуют неисчислимые астральные звездные системы. У их планет есть солнца и луны, более прекрасные, чем их физические аналоги. Астральные светила напоминают северное сияние - в астральном космосе солнечное сияние ослепительнее мягко-лучистого лунного сияния. Сутки там длиннее земных.

Астральный мир бесконечно красив, ясен, чист и опрятен. Там нет мертвых планет или бесплодных почв. Земные недостатки - сорняки, бактерии, насекомые, змеи - отсутствуют. В отличие от изменчивого климата и времен года земли астральные планеты сохраняют ровную температуру вечной весны с изредка выпадающим искрящимся белым снегом и дождем из многоцветного света. Астральные планеты изобилуют опаловыми озерцами, прозрачными морями и радужными реками.

Обычная астральная вселенная, в отличие от более тонкого астрального неба Хираньялоки, населена миллионами астральных существ, более или менее недавно пришедших с земли, а также мириадами фей, русалок, рыб, животных, домовых, гномов, полубогов и духов, обитающих на самых разных астральных планетах, соответствующих свойствам их кармы. Разные сферические дома, или области вибраций, предназначены для добрых и злых духов. Добрые духи могут перемещаться свободно, а злые ограничены определенными зонами. Точно так же, как люди живут на поверхности земли, черви - в земле, рыбы - в воде, а птицы - в воздухе, так и астральные сущности разного рода закреплены за соответствующими вибраторными областями.

Средь падших ангелов мрака, изгнанных из других миров, происходят трения и войны жизнетронными бомбами или вибраторными лучами ментальных мантр. Эти сущности обитают в пропитанных мраком сферах более низкого астрального космоса, отрабатывая свою дурную карму.

В безбрежных сферах, расположенных выше этой мрачной астральной тюрьмы, все сверкает красотой. Астральный космос более земли созвучен божественной воле и божественному плану совершенства. Всякий астральный объект проявляется главным образом по воле Божьей и отчасти по волевому призыву астральных сущностей. Они обладают способностью видоизменять или повышать привлекательность и улучшать форму чего-либо уже сотворенного Господом. Он предоставил Своим астральным детям свободу и преимущество преобразования или улучшения астрального космоса по своей воле. На земле твердое тело можно обратить в жидкость или иную форму вследствие физического или химического воздействия, а астральные твердые тела переходят в астральные жидкости, газы или энергию немедленно и исключительно по воле обитателей.

Земля омрачается множеством войн и убийств на море, земле и в воздухе, - продолжал гуру, - но астральные сферы знают счастливую гармонию и равенство. Астральные сущности дематериализуют или материализуют свои формы по желанию. Цветы, рыбы и звери могут на некоторое время превращаться в астральных людей. Все астральные существа свободны принять любую форму и свободно общаются друг с другом. Никакой жесткий, определенный естественный закон не ограничивает их - к примеру, любое астральное дерево можно с успехом попросить произвести астральное манго или какой-либо иной желаемый плод, цветок или практически всякий объект вообще. Некоторые кармические ограничения есть, но относительно желанности проявления разных форм никаких границ не существует. Все мерцает творческим светом Божьим.

Никто не рождается от женщин, отпрыск реализуется астральными существами при помощи их космической воли в сделанные по специальному образцу астрально уплотненные формы. Недавно развоплощенная физическая сущность попадает в астральную семью по приглашению, получаемому как следствие его психических и духовных потенций.

Астральное тело совсем не подвержено ни жаре, ни холоду и никаким иным естественным воздействиям. Анатомия его включает в себя астральный мозг, или тысячелепестковый лотос света, и шесть пробужденных центров в сушумне, то есть астральной цереброспинальной оси. Сердце извлекает космическую энергию также как и свет из астрального мозга и нагнетает ее в астральные нервы и клетки тела, или жизнетроны. Астральные существа могут действовать на свое тело силой жизнетронов или святыми вибрациями мантр.

Внешний вид астрального тела в большинстве случаев является точной копией последней физической формы. Астральное существо сохраняет ту же самую внешность, которой обладало в юности предшествующего пребывания на земле. Иной раз кто-нибудь предпочитает, подобно мне, сохранять пожилой вид. - Учитель, излучающий подлинную молодость, весело засмеялся.

В отличие от того, как пространственный, трехмерный физический мир познается только пятью чувствами, астральные сферы зримы для шестого чувства - интуиции, включающей в себя все, - продолжал Шри Юктешвар. - Одним лишь интуитивным чувством все астральные существа видят, слышат, обоняют, ощущают вкус и осязают. Они обладают тремя глазами, два из которых полузакрыты. Третий и главный астральный глаз открыт и расположен вертикально посреди лба. Астральные существа имеют все внешние органы чувств: уши, глаза, нос, язык и кожу, но пользуются интуитивной способностью чувствовать любой частью тела, и могут видеть ушами, носом или кожей. Они способны слышать глазами или языком и могут чувствовать вкус ушами или кожей и так далее.

Физическое тело человека подвержено самым разным неисчислимым опасностям, его можно легко поранить или изувечить, эфирное астральное тело иной раз может быть порезано или ушиблено, но тут же исцеляется одним лишь усилием воли”.

- Гурудев, все ли астральные личности красивы?

“Красота в астральном мире является духовным понятием, а не внешней формой, - отвечал Шри Юктешвар. - Поэтому астральные существа придают мало значения чертам лица. Однако они имеют преимущество одевать себя по желанию новыми, красочными, астрально материализованными телами. Так же как мирские люди одевают новые наряды для празднеств, так и астральные существа имеют возможность украшать себя в специально придуманные тела.

Радостные астральные праздники на высших астральных планетах вроде Хираньялоки бывают, когда какая-либо сущность благодаря духовному прогрессу освобождается от астрального мира и, следовательно, готова взойти в небо причинного мира. В таких случаях незримый Отец Небесный и святые, погруженные в Него, материализуют Себя в тела, выбранные ими самими, и присоединяются к астральному торжеству. Чтобы порадовать Своего любимого поклонника, Господь принимает любую желаемую форму. Если последователь поклонялся через благоговение, он видит Бога как Божественную Мать. Для Иисуса привлекательнее иных был Отцовский аспект Бесконечного. Индивидуальность, которой Творец наделил каждое из Своих творений, дает всякий мыслимый и немыслимый спрос на универсальность Господа! - Мы с гуру счастливо рассмеялись.

Друзья из других жизней легко узнают друг друга в астральном мире, - продолжал Шри Юктешвар красивым, похожим на звук флейты, голосом. - Радуясь бессмертию дружбы, они осознают неистребимость любви, в которой часто сомневались во время грустных, иллюзорных расставаний земной жизни.

Интуиция астральных сущностей проникает сквозь завесу и наблюдает за деятельностью людей на земле, но человек не может видеть астральный мир, пока его шестое чувство не развито в достаточной степени. Тысячи обитателей земли имели минутные проблески видений какой-нибудь астральной сущности или астрального мира.

Развитые сущности, обитающие на Хираньялоке, большей частью пребывают бодрствующими в экстазе во время долгих астральных суток, помогая разработке сложных проблем космического правления и спасения блудных сынов, привязанных к земному существованию душ. Во время сна у обитателей Хираньялоки иной раз бывают видения, подобные земным снам. Ум их обычно погружен в сознательное состояние высшего блаженства нирвикальпа.

Жители всех частей астральных миров все же подвержены психическим страданиям. Чувствительные умы сущностей более высоких, чем на планетах вроде Хираньялоки, ощущают острую боль, если совершена какая-то ошибка в поведении или восприятии истины. Эти развитые сущности прилагают старания, дабы всякое действие и мысль находились в естественной гармонии с совершенством духовного закона.

Общение между обитателями астрального космоса поддерживается всецело астральной телепатией и астральным телевидением, совершенно отсутствует путаница и неверное понимание слова написанного и сказанного, которые вынуждены переносить обитатели земли. Точно так же, как на киноэкране, люди появляются, чтобы перемещаться и действовать путем перегруппировки ряда световых картин, и при этом на самом деле они не дышат, так и астральные сущности передвигаются и действуют как разумно направляемые и координируемые световые образы, не имеющие необходимости извлекать энергию из кислорода. Человек зависит от твердых тел, жидкостей, газов и энергии, астральные сущности поддерживают себя главным образом космическим светом”.

- Мой гуру, едят ли что-нибудь астральные существа?

Я поглощал его изумительные пояснения с восприимчивостью всех способностей ума, сердца и души. Сверхсознательные восприятия истины всегда реальны и неизменны, тогда как скоропреходящие чувственные переживания и впечатления не более чем временные или относительно подлинные и скоро утрачивают в памяти всю свою яркость. Слова моего учителя столь ясно запечатлелись на пергаменте моей сущности, что в любое время, переведя ум в сверхсознательное состояние, я могу вновь ясно оживить этот божественный опыт.

“Астральная почва изобилует светящимися лучеподобными овощами, - ответил он. - Астральные существа потребляют овощи и пьют нектар из великолепного фонтанирующего света и из астральных ручьев и рек. Точно так же, как невидимые образы людей на земле можно извлечь из эфира и сделать видимыми посредством телевизора, отпустив их впоследствии опять в космос, так и сотворенные Богом невидимые астральные копии овощей и растений, носящиеся в эфире, устремляются на астральную планету по воле ее обитателей. Таким же образом по самой изощренной прихоти этих сущностей материализуются целые сады благоухающих цветов, возвращаясь впоследствии к эфирной невидимости. Хотя обитатели небесных планет, подобных Хираньялоке, почти свободны от всякой необходимости в еде, еще выше - необусловленное состояние почти совсем освободившихся душ в причинном мире, которые не едят ничего, кроме манны блаженства.

Освобожденная от земли астральная сущность встречает множество родственников отцов, матерей, жен, мужей и друзей, приобретенных во время разных воплощений на земле, когда они появляются время от времени в разных частях астральных сфер. Поэтому она оказываются в затруднении - кого любить особо, таким образом она, подобно детям, учится даровать божественную и равную любовь всем индивидуализированным проявлениям Божьим. Хотя внешний вид любимых может измениться более или менее в соответствии с развитием новых качеств в самой последней инкарнации каждой отдельной души, астральное существо пользуется своей безошибочной интуицией для опознания всех тех, кто когда-то был дорог ему на других планах бытия, и приветствовать их в новом астральном доме. Поскольку каждый атом в творении наделен неистребимой индивидуальностью, астрального друга узнают, в какой бы наряд он ни был облечен, равно как на земле личность актера обнаруживается при пристальном рассмотрении, несмотря на любые переодевания.

Продолжительность жизни в астральных мирах намного больше, чем на земле. По земным временным стандартам, средняя продолжительность жизни для развитой астральной сущности - от пятисот до тысячи лет. Как некоторые красные деревья переживают другие деревья на тысячелетия или некоторые йоги живут по несколько столетий, хотя большинство людей умирает, не доживая и до шестидесяти лет, так многие астральные сущности живут намного дольше обычной продолжительности астрального существования. Посетители астрального мира обитают там более или менее продолжительный период времени в соответствии с бременем их физической кармы, которая в точно определенное время увлекает их обратно на землю.

Астральная сущность не борется мучительно со смертью при сбрасывании своего светящегося тела. Тем не менее многие из этих существ чувствуют некоторую нервозность при мысли об оставлении астральной формы ради более тонкой причинной. Астральный мир свободен от нежелаемой смерти, болезни и старости. Эти три пугала - проклятие земли, где человек позволил сознанию почти полностью отождествиться с бренным физическим телом, постоянно требующим помощи от воздуха, пищи и сна, чтобы вообще существовать.

Физическая смерть сопровождается исчезновением дыхания и дезинтеграцией клеток тела. Астральная же смерть состоит в рассеянии жизнетронов - тех проявленных единиц энергии, которые составляют жизнь астральных сущностей. При физической смерти сущность утрачивает сознание плоти и начинает сознавать тонкое тело в астральном мире. Переживая в должное время астральную смерть, сущность, таким образом, переходит от сознания астрального рождения и смерти к сознанию физического рождения и смерти. Эти периодические циклы астрального и физического переоблачения - неизбежная судьба всех непросветленных существ. Определения неба и ада в писаниях иной раз задевают более глубинные, чем в подсознании, человеческие воспоминания о длинном ряде его переживаний в счастливом астральном и печальном земном мирах”.

- Дорогой учитель, - попросил я, - не опишете ли вы мне более подробно разницу между воплощением на земле, в астральной и причинной сферах?

“Человек как индивидуальная душа в сущности причинно-телесен, - пояснил гуру. - Это тело есть матрица тридцати пяти идей, потребовавшихся Богу в качестве основных или причинных сил мысли, из которых Он образовал тонкое астральное тело, состоящее из девятнадцати элементов, и грубое физическое тело из шестнадцати элементов.

Девятнадцать элементов астрального тела - ментальные, эмоциональные и жизнетронные, таковы: разум (ментал), эго, чувства, ум (чувственное познание); пять инструментов знания - тонкие копии чувств зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания; пять инструментов действия - умственные соответствия способностей производить потомство, выделения, говорить, ходить и действовать руками; и пять инструментов жизненной силы, уполномоченных осуществить функции - кристаллизации, усвоения, разложения, обмена веществ и циркуляции в теле. Эта тонкая астральная оболочка из девятнадцати элементов остается после смерти физического тела, которое состоит из шестнадцати грубых химических элементов.

Бог продумал в Себе разные идеи и спроецировал их в грезе. Так возникла госпожа Космическая Греза, колоссально украшенная во все свои бесконечные орнаменты относительности.

В тридцати пяти мысленных категориях причинного тела Бог выработал всю сложную астральную копию человека из девятнадцати элементов и физическую копию - из шестнадцати. Уплотнением вибраторных сил, сначала тонких, затем грубых, Он произвел астральное тело человека и, наконец, его физическую форму. В соответствии с законом относительности, по которому Первичная Простота стала сбивающим с толку многообразием, причинный космос и причинное тело отличны от астрального космоса и астрального тела, физический космос и физическое тело аналогичным образом по своим характеристикам разнятся от других форм творения.

Плотское тело произведено из закрепленных, объективированных грез Творца. Дуализм вечно присутствует на земле: болезнь и здоровье, страдание и наслаждение, утрата и приобретение. Человеческие существа находят ограничения и сопротивления в трехмерной материи. Когда жажда жизни у людей резко поколеблена болезнью или иными причинами, наступает смерть - тяжелое телесное пальто временно сбрасывается. Но душа останется заключенной в астральное и причинное тело. Связующая сила, которой все три тела удерживаются вместе, - это желание. Сила неосуществленных желаний есть корень всякого человеческого рабства.

Физические желания возникают от самовлюбленности и чувственных услад. Принуждение или искушение от желания получения чувственного опыта более могуче, чем от силы желания, связанного с астральными привязками или причинными восприятиями.

Астральные желания сосредоточены на наслаждении вибрациями. Астральные сущности наслаждаются эфирной музыкой сфер и приходят в восторг при виде всего творения как проявления неисчерпаемо изменяющегося света. Астральные сущности также обоняют, чувствуют на вкус и осязают свет. Астральные желания, таким образом, связаны со способностью астрального существа преобразовывать все объекты и переживания в формы света или в уплотнившиеся мысли или грезы.

Причинные желания реализуются только восприятием. Почти свободные сущности, заключенные только в причинное тело, видят всю вселенную как проявление грез-идей Божьих, они в состоянии материализовать все лишь мыслью. Потому причинные сущности считают удовольствия, получаемые от физических ощущений или астральные наслаждения грубыми и душащими тонкие чувства души, а желания они изживают, мгновенно осуществляя их. Те, кто находят себя сокрытыми лишь тонким покровом причинного тела, могут подобно Творцу заставлять проявляться вселенные. Поскольку все творение создано из космической ткани-грезы, душа, одетая лишь в тонкое причинное тело, обладает огромным сознанием власти.

Душа, будучи невидима по своей природе, может быть различима только благодаря наличию у нее одного или нескольких тел. Простое наличие тела означает, что его существование стало возможным благодаря наличию неосуществленных желаний.

Пока душа человека заключена в один, два или три телесных сосуда, туго закупоренных пробками неведения и желаний, она не может слиться с океаном Духа. Когда грубый физический ящик разбивается молотом смерти, два других покрова - астральный и причинный - еще остаются, дабы воспрепятствовать сознательному единению души с Вездесущей Жизнью. Когда через мудрость достигнуто отсутствие желаний, ее сила разрушает два оставшихся сосуда. Крошечная душа человека выходит наконец свободная, она едина с Безграничным Простором”.

Я попросил божественного гуру пролить больше света на высокий и таинственный причинный мир.

“Причинный мир неописуемо тонок, - ответил он. - Для его понимания, необходимо обладать такой огромной концентрацией, чтобы закрыв глаза, суметь отчетливо представить астральный и физический космос во всей их безбрежности - сияющий воздушный шар с плотной корзиной, - существующий только в идеях. Если такой сверхчеловеческой концентрацией удалось обратить два этих космоса во всей их сложности в одни лишь идеи, тогда тот, кто обладает такой силой концентрации, достигнет причинного мира и встанет на границу слияния ума и материи. Там все сотворенное - твердые тела, жидкости, газы, электричество, энергия, все существа, боги, люди, животные, растения, микробы - воспринимается как формы сознания, точно так же как человек может закрывать глаза и сознавать, что он существует, хотя его тело и невидимо для его физических глаз и присутствует лишь как идея.

Все, что человек может делать в воображении, причинная сущность в состоянии сделать в реальности. Наиболее одаренный человеческий разум с колоссальнейшим воображением способен лишь в уме переходить от одной незаурядной мысли к другой, мысленно перескакивать с планеты на планету, бесконечно катиться в бездну вечности, ракетой взмывать под свод галактики или светить прожектором по Млечному Пути и звездным просторам. Но существа в причинном мире располагают гораздо большей свободой и мгновенно, без усилия, могут спроецировать мысли в объективность без каких бы то ни было материальных или астральных затруднений и кармических ограничений.

Причинные сущности сознают, что физический космос воздвигнут первично не из электронов и астральный космос состоит по существу не из жизнетронов, - на самом деле оба они созданы из мельчайших частиц мысли Божьей, раздробленной и разделенной майей - законом относительности, который явственно вмешивается, чтобы отделить творение от своего Творца.

Души в причинном мире различаются одна от другой как индивидуализированные центры радостного Духа, их мыслеформы - единственные объекты, которые их окружают. Причинные сущности видят, что разница между их телами и мыслями состоит всего лишь в идеях. Как человек, закрыв глаза, может представить сверкающий белый свет или бледно-голубую дымку, так причинные сущности одной лишь мыслью в состоянии видеть, слышать, обонять, чувствовать вкус и осязать, они создают любой объект или растворяют его силой космического ума.

И смерть, и рождение в причинном мире происходят в мысли. Причинно-телесные сущности вкушают лишь амброзию вечно нового знания. Они пьют из родников умиротворенности, странствуют по бездорожью восприятия, плавают в океане безбрежного блаженства. Вот смотри, как их яркие мысли-тела взмывают выше триллионов сотворенных Духом планет, свежих мыльных пузырей вселенных, звезд мудрости, спектральных грез золотых туманностей, надо всем небесным лоном Бесконечности!

Многие сущности тысячелетиями остаются в причинном космосе. Благодаря более глубоким экстазам освобожденная душа затем удаляется из маленького причинного тела и полагается на безбрежье причинного космоса. Все отдельные водовороты идей, индивидуализированные волны энергии, любви, воли, радости, мира, интуиции, покоя, самоконтроля и концентрации растворяются в вечно радостном Море Блаженства. Душа более не испытывает в себе собственную радость как индивидуализированная волна сознания, но погружается в Единый Космический Океан со всеми его волнами - вечным смехом, трепетом, пульсацией.

Выходя из кокона трех тел, душа навсегда избавляется от закона относительности и становится невыразимым Вечно-Сущим. Взгляни на бабочку Вездесущности, на крыльях ее узоры из звезд, лун и солнц! Душа, развернувшаяся в Дух, остается одна в сфере бессветового света, безмрачного мрака, безмысленной мысли, опьяненная экстазом радости в Божьей грезе космического творения”.

- Свободная душа! - воскликнул я в благоговении.

Когда душа наконец вылетает из трех сосудов телесных заблуждений, - продолжал учитель, - она становится единой с Бесконечным безо всякой утраты индивидуальности. Христос заслужил эту окончательную свободу еще до того, как родился Иисусом. В трех этапах Своего прошлого, символизируемых в Его земной жизни тремя днями переживания смерти и воскресения, Он достиг силы, чтобы полностью воскреснуть в Духе.

Не очень развитый человек должен пройти через несчетные земные, астральные и причинные воплощения для того, чтобы освободиться от трех тел. Учитель, достигший этой окончательной свободы, может предпочесть вернуться на землю пророком, чтобы возвращать других людей к Богу, или решить, как я, пребывать в астральном космосе. Там спаситель берет на себя часть бремени кармы его обитателей и таким образом помогает разрушить круг воплощения в астральном космосе и совсем перейти в причинные сферы. Или же освобожденная душа может войти в причинный мир, чтобы помогать его существам сокращать период их пребывания в причинном теле и таким образом достичь Абсолютной Свободы”.

- О, воскресший, я хочу знать больше о карме, принуждающей душу возвращаться в эти три мира.

Кажется, я мог бы вечно слушать своего всеведущего учителя. Никогда во время его земной жизни я не был в состоянии за один раз усвоить столько его мудрости. Теперь я впервые получил ясное, определенное понятие относительно загадочных интервалов на шахматной доске жизни и смерти.

Прежде чем станет возможным постоянное пребывание в астральных сферах, физическая карма, или земные желания, должны быть полностью изжиты, - объяснил гуру своим волнующим голосом. - В астральных сферах живут два рода сущностей. Те, что еще обладают земной кармой, от которой необходимо избавиться, и потому для того, чтобы оплатить кармическую дань, вынуждены вновь облачаться в грубое физическое тело. Они могут быть классифицированы, после физической смерти, скорее как 'временные посетители' астрального мира, нежели как 'постоянные обитатели'.

Существам с неискупленной земной кармой не позволяется после астральной смерти идти в более высокую причинную сферу космических идей. Они вынуждены только передвигаться взад и вперед из физического мира в астральный и наоборот, последовательно сознавая то физическое тело из шестнадцати грубых элементов, то астральное тело из девятнадцати тонких элементов. Более того, после каждой утраты физического тела неразвитая земная сущность по большей части пребывает в глубоком оцепенении сна смерти и едва сознает очарование астральной сферы, после отдыха в котором, такой человек возвращается в материальный план за дальнейшими уроками. Постепенно вследствие повторяющихся переходов он приспосабливается к мирам из тонкой астральной ткани.

С другой стороны, нормальные или кореные жители астральной вселенной - это те, кто, навсегда освободившись от материальных стремлений, более не нуждаются в возвращении в грубые вибрации земли. Такие сущности должны перерабатывать только астральную и причинную кармы. При астральной смерти они переходят в бесконечно более тонкий и возвышенный причинный мир. Теряя мыслеформу причинного тела по окончании некоторого времени, определенного космическим законом, эти развитые сущности возвращаются на Хираньялоку или на какую-нибудь подобную высокую астральную планету, рождаясь в новом астральном теле, чтобы искупить оставшуюся астральную карму.

Сын мой, ты теперь можешь более полно постичь, - продолжал Шри Юктешвар, - что я воскрес по божественному указанию как спаситель астрально перевоплощающихся душ, возвращающихся скорее из причинной сферы, нежели тех душ астральных существ, что прибывают с земли. Души с земли, если они все еще сохраняют остатки материальной кармы, не поднимаются до столь высоких астральных планет как Хираньялока.

Как большинство людей на земле не научились ценить более высокие радости и преимущества астральной жизни, приобретаемые медитацией, и, таким образом, по смерти желают вернуться к ограниченным, несовершенным удовольствиям земли, точно так же и многие астральные сущности во время естественного распада их астральных тел не могут представить себе прогрессивного состояния духовной радости в причинном мире и, постоянно задерживаясь на мыслях о более грубом и безвкусном астральном счастье, жаждут вновь посетить астральный рай. Тяжелая астральная карма должна быть искуплена такими сущностями, прежде чем после астральной смерти они смогут достичь постоянного пребывания в причинном мысле-мире, весьма тонко отделенном от Творца.

Только тогда, когда сущность больше не имеет желаний опыта в услаждающем взор астрале и ее невозможно соблазнить вернуться в него, она остается в причинном мире. Завершив там труд искупления причинной кармы, то есть семян прежних желаний, заключенная душа вышибает последнюю из трех пробок неведения и, выходя из последнего сосуда причинного тела, соединяется с Вечным”.

- Теперь ты понял? - Улыбка учителя была пленительной.

- Да, вашей милостью. У меня нет слов, чтобы выразить свою радость и благодарность.

Никогда ни из стихов, ни из рассказов не получал я такого вдохновенного знания. Хотя индийские писания и говорят о причинном и астральном мирах и о трех телах человека, как далеки и бессмысленны те страницы в сравнении с теплой достоверностью моего воскресшего учителя! Для него в самом деле нет ни единой «неведомой страны, из которой не возвращаются!»

“Взаимопроникновение трех тел выражается многообразно через тройственную природу человека, - продолжал великий гуру. - В пробужденном состоянии на земле он более или менее сознает три своих носителя. Когда человек чувственно погружен во вкушение, обоняние, осязание, слушание или смотрение, он действует главным образом через физическое тело. Представляя себе или желая, он действует преимущественно через астральное тело. Его причинный посредник проявляется, когда человек думает или глубоко погружается в самоанализ или медитацию. К человеку, привыкшему контактировать с причинным телом, приходят космические мысли гения. В этом смысле индивидуума можно широко классифицировать как материального человека, эмоционального человека или интеллектуального человека.

Человек отождествляет себя часов по шестнадцать в день с физическим носителем. Потом он спит, если ему снятся сны, он остается в астральном теле, без усилий создавая любой объект, так же как это делают астральные сущности, такой сон не вполне освежающ. Если сон человека глубокий и без сновидений, то на несколько часов он в состоянии перенести сознание или чувство самости в причинное тело, - такой сон оживляет”.

Я с любовью следил за Шри Юктешваром во время его чудесного рассказа.

- Ангельский гуру, - сказал я, - ваше тело выглядит точно так же, как в последний раз, когда оплакивал я его в ашраме в Пури.

- О да, мое новое тело - совершенная копия старого. Я материализую или дематериализую его в любое время по желанию значительно чаще, чем делал это на земле. Благодаря быстрой дематериализации я световым экспрессом мгновенно переношусь с планеты на планету, или, в действительности, из астрального в причинный или физический мир. - Мой божественный гуру улыбнулся. - Хотя ты так быстро переезжал с места на место, мне нетрудно было найти тебя в Бомбее!

- О учитель, я так горевал в связи с вашей смертью!

- О, в чем же я умер? Нет ли в этом какого-то противоречия? - Глаза Шри Юктешвара светились любовью и радостью. - Ты только видишь сны на земле, на этой земле ты видел мое тело-грезу, - продолжал он. - Потом ты похоронил этот образ-грезу. Теперь моя более тонкая плоть, которую ты видишь и даже довольно крепко обнимаешь, воскресла на другой, более тонкой планете-грезе Божьей. Когда-нибудь это более тонкое тело-греза и более тонкая планета-греза уйдут, они тоже не вечны. Все 'мыльные пузыри' грез, в конечном счете лопнут, при последнем пробуждающем прикосновении. Различай, сын мой Йогананда, между грезами и Реальностью!

Эта чудесная идея ведического воскресения поразила меня. Мне стало стыдно, что сокрушался по учителю, увидев в Пури его безжизненное тело. Я постиг наконец, что мой гуру всегда вполне бодрствовал в Боге, воспринимая свою жизнь на земле и уход с нее и свое теперешнее воскресение не более как относительность божественных идей в космической грезе.

- Теперь я рассказал тебе, Йогананда, истину о моей жизни, смерти и воскресении. Не горюй обо мне, лучше повсюду распространи историю моего воскресения из Божьей грезы - планеты людей на другой планете-грезе Божьей - душ, облаченных в астрал. Новая надежда вселится в сердца несчастных безумцев, сновидцев мира и страшащихся смерти.

- Да, учитель! - Как охотно разделил бы я со всеми радость от его воскресения!

- На земле мои нормы были чрезвычайно высоки, неподходящи для натуры большинства людей. Иногда я распекал тебя более, чем должно. Ты прошел мое испытание, твоя любовь светила через тучи всех замечаний. - И нежно добавил: - Я также пришел сказать тебе сегодня, что от меня более никогда не будет сурового взгляда порицания. Никогда более я не буду укорять тебя.

Как часто я не замечал порицаний своего великого гуру! Каждое из них было оберегающим ангелом-хранителем.

- Дорогой учитель! Укоряйте меня хоть миллион раз - ругайте сколько угодно!

- Никогда более я не буду бранить тебя. - Его божественный голос был серьезен, но за ним скрывалась радость. - Мы с тобой будем вместе улыбаться, пока наши две формы кажутся различными в грезе Божьей - майе. В конце концов мы сольемся воедино в Космическом Возлюбленном, наши улыбки станут Его улыбкой, наша объединенная песнь радости, вибрирующая в вечности, будет радиовещанием для настроенных на Бога душ!

Шри Юктешвар осветил некоторые вопросы, которые я не могу открыть здесь. За два часа, проведенные со мной в номере бомбейского отеля, он ответил на все вопросы. Многие пророчества о нашем мире, сказанные в тот июньский день 1936 года, уже осуществились.

- Теперь я оставлю тебя, мой любимый. - При этих словах я почувствовал, как учитель растворяется в моих объятиях.

- Дитя мое, - прозвучал его голос, вибрируя под сводом самой души моей, - когда бы ни вошел ты во врата нирвикальпа самадхи и ни позвал меня, я приду к тебе во плоти и крови, как ныне.

С этим небесным обещанием Шри Юктешвар исчез из виду. Голос облака вторил музыкальным рокотом:

- Расскажи всем! Кто бы ни познал через состояние нирвикальпа, что земля - это греза Божья, может прийти на более тонкую сотворенную из грезы планету Хираньялока и найти меня там воскресшим в теле точно таком же, как мое земное. Йогананда, расскажи всем!

Ушла скорбь разлуки. Сожаление и горе вызванные его смертью, надолго лишившие меня покоя, теперь со стыдом исчезли. Блаженство изверглось фонтаном через бесчисленные, вновь открытые истоки души. Издревле засоренные от неупотребления, они теперь раскрылись в чистоте при стремительном потоке экстаза. Перед моим внутренним оком, подобно кинокартине, в последовательности явились прежние воплощения. Хорошая и плохая карма прошлого, благодаря божественному посещению учителя, растаяла в космическом свете, пролитом вокруг меня.

В этой главе моей Автобиографии я повиновался велению гуру распространить радостную весть, даже если она еще раз приведет в смущение безразличный род людской. Унижение и отчаяние человек знает хорошо, но это извращения не имеющие ничего общего с истинной судьбой человека. В день, когда он пожелает, он уже на пути к свободе. Слишком долго выслушивал он гнилой пессимизм советчиков, не внемлющих непобедимой душе, увещевающих: «Ты есть прах».

Я был не единственным удостоенным видеть воскресшего гуру.

Одной из учениц Шри Юктешвара была пожилая женщина, которую любя называли Ма (мать), жившая вблизи обители в Пури. Во время утренней прогулки учитель часто останавливался поговорить с ней. Вечером 16 марта 1936 года Ма явилась в ашрам и попросила встречи с гуру.

- Да ведь учитель неделю назад умер! - печально взглянул на нее свами Себананда, управляющий теперь обителью в Пури.

- Этого не может быть! - улыбаясь, запротестовала она - Видимо вы просто пытаетесь уберечь его от назойливых посетителей.

- Да нет же, - Себананда рассказал о подробностях похорон и добавил: - Пойдем, я отведу тебя к его могиле в начале сада.

Ма покачала головой.

- Для него нет могилы! Сегодня в десять часов утра, как обычно во время прогулки, он проходил мимо моей двери и я несколько минут беседовала с ним на свежем воздухе.

- Приходи этим вечером в ашрам, - сказал он.

- И вот я здесь! Благословение излилось на мою седую голову! Бессмертный гуру хотел, чтобы я поняла, в каком трансцендентальном теле он навестил меня этим утром!

Изумленный Себананда склонился перед нею.

- Ма, - сказал он, - какой груз скорби ты сняла с моего сердца! Он воскрес!

 

Сноски (правда, сами указатели сносок при переформатировании текста потерялись…)

1. В состоянии сабикальпа самадхи подвижник достигает понимания своего единства с Духом; он, однако, еще не может удержать свое космическое сознание иначе, как в состоянии неподвижного транса. При помощи постоянной медитации он достигает высшего состояния нирбикальпа, при котором он свободно движется в мире, не теряя при этом восприятия Божественного.

В состоянии нирбикальпа самадхи йогин растворяет последние остатки и следы материальной, земной кармы. Тем не менее, у него остается еще некоторая астральная и причинная карма, которую надо изжить. Поэтому ему приходится перевоплощаться в астральном, а затем, и в причинном теле в сферах с более высокими вибрациями.

2. Ибо большинство людей, наслаждаясь красотою астрального мира, не видят необходимости в упорных духовных усилиях.

3. Шри Юктешвар пользовался словом "прана", а я перевел это слово термином "жизнетроны". Индийские писания упоминают не только об "ану", или атоме, и "параману" или элементарных частицах следующих "за атомом", т. е. тонких электронных энергиях, но также и о "пране", или жизненной творческой силе. Атомы и электроны суть слепые силы, тогда как пране присущ внутренний разум. Так, например, практические жизнетроны в сперматозоидах и яйцеклетках направляют развитие зародыша в соответствии с кармическим планом.

4. От слова "мантра", особый напевный звук, или семя действия, как бы вылетевший из умственного ружья при сосредоточении. Пураны (древние шастры, или трактаты) описывают мантрические войны между девами и асурами (богами и демонами). Однажды асура пытался убить дева могущественной мантрой. Но из-за неправильного произношения ментальная бомба подействовала, как бумеранг, убив самого демона.

5. Даже на Земле нет недостатка в примерах этих способностей. Таковы Элен Келлер и другие люди с редкими дарованиями.

6. На земле дети с чистым разумом иногда могут видеть изящные астральные тела фей. При помощи наркотических средств или опьяняющих напитков, употребление которых запрещают все писания, человек бывает в состоянии дать своему сознанию такую встряску, что его восприятию откроются отталкивающие формы низших слоев астрального мира.

7. Однажды Владыке Будде задали вопрос: "Почему человек должен одинаково любить все существа?" - "Потому,- отвечал великий учитель,- что во многочисленных и разнообразных промежутках земных жизней каждого человека любое другое существо (в разное время и в разнообразных формах - в животных или человеческих) было ему дорого.

8. Восемь элементарных качеств, присутствующих во всей сотворенной жизни, от атома до человека, суть: земля, вода, огонь, воздух, эфир, чувства (манас), разум (будхи), индивидуальность или эго (ахамкара). (Бхагавадгита VII:4).

9. "Тело" здесь означает любую оболочку души, плотную или тонкую. Все три тела суть клетки, в которых заключена Райская Птица.

10. Так же, как Бабаджи помог Лахири Махасайа избавиться от подсознательного желания, остававшегося из прошлой жизни (см. главу 34).

11. "Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы" (Лука, 17. 3). Там, где душа заключена в физическом, астральном или причинном теле, там существуют и "орлы" желаний, питающиеся слабостями человеческих чувств или астральными и причинными привязанностями; они собираются, чтобы удержать душу в заточении.

12. "Побеждающего сделаю столпом во Храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон", (т. е. не воплотится еще раз)... "Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел со Отцем Моим на престоле Его" (Откровение, 3, 12, 21).

13. Шри Юктешвар имел в виду то обстоятельство, что даже в своем земном воплощении он иногда брал на себя бремя болезни, чтобы облегчить карму своих учеников. Так что в астральном мире его миссия спасителя давала ему возможность возлагать на себя некоторую часть астральной кармы обитателей Хираньялоки, ускоряя, таким образом, их эволюцию и переход в высший причинный мир.

14. Жизнь и смерть суть лишь относительные аспекты мысли. Веданта устанавливает, что единственная Реальность - это Божественное; всесотворенное, обладающее раздельным существованием, есть майя, иллюзия. Такая философия монизма получила свое наивысшее выражение в комментариях Шанкары к Упанишадам.


Дата публикации: до июня 2007
Поделиться с друзьями:
Категории: Общие вопросы,  Сотрудничество,  Продукция,  Услуги,  Отзывы

Оставить отзыв: Вконтакте  |  Facebook  |  на сайте

ФИО:
Сообщение:
E-Mail:

E-mail на сайте не публикуется
Код проверки:
  Код


© АТМА 2004-2017. Все права защищены.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на АТМА обязательна
Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт АТМА - www.atma.ru

Версия для печати

Flash-версия сайта | English version

TRANSLATE


 

Ваша корзина



Контакты

+7 (919) 777-0908

atma.company

info@atma.ru

подробнее


Подписка на рассылку Алексея Хохлатова "Изобилие жизни и счастье созидания"

Ваши имя и фамилия:

Ваш e-mail:

Ваш моб.телефон:

телефон в формате +7916... без тире


Клуб «Сообщество АТМА»

Компания АТМА - это Сообщество людей, которые хотят жить долго и восхитительно, чтобы с каждым годом становиться мудрее, способнее, интереснее, да просто лучше. Сообщество АТМА - это всё, что нужно для красивой и эффективной жизни. Мы создаём его для себя, своих любимых, друзей и родных. Давайте вместе!



    Ведите имя
E-mail

Защитный код
E-mail на сайте не публикуется
 

Голосование

С годами Вы становитесь всё счастливее?

Заполните по желанию:
 


GISMETEO: Погода по г.Москва